В настоящее время в нашей школе реализуется долгосрочная целевая программа «Доступная среда», которая предусматривает создание полноценной безбарьерной среды для детей-инвалидов; обеспечение права обучающихся с ОВЗ на получение образования и полноценное участие в общественной жизни. Программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов, детей с ОВЗ и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей. В нашей школе уже смонтированы лестницы с поручнями, пандусы, съезд, кнопка вызова персонала и табличка с применением системы Брайля., пути движения внутри здания, санитарно-гигиенические помещения, гусеничный подъемник. С целью обеспечения доступа к информации для лиц с ослабленным зрением на сайте школы предусмотрена возможность просмотра сайта вышеуказанными лицами. Для детей с ОВЗ в школе имеются приспособленные кабинеты: кабинет учителя-логопеда, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-дефектолога, медицинский кабинет.
Детям с ограниченными возможностями здоровья
Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе
С 01.09.2016 года вступили в силу федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).
Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее — АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Стандарт регулирует отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (далее дети с ОВЗ).
Стандарт разработан на основе Конституции и законодательства РФ с учетом Конвенции ООН о правах ребенка и Конвенции ООН о правах инвалидов, региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов Российской Федерации.
Введение ФГОС НОО ОВЗ связано с необходимостью создания специальных условий для обеспечения равного доступа к образованию всех детей с ОВЗ вне зависимости от тяжести их проблем, в том числе оказание специальной помощи детям с ОВЗ, способным обучаться в условиях массовой школы.
В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (ч.6 ст.11 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)
Категории детей с ОВЗ:
- дети с нарушениями зрения
- дети с нарушениями слуха
- дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)
- дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата(НОДА)
- дети с задержкой психического развития (ЗПР)
- дети с нарушением интеллекта (У/О)
- дети с расстройствами аутистического спектра (РАС)
ФГОС ОВЗ и УО представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (далее — АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
ФГОС ОВЗ и УО применяется только в отношении учащихся, зачисленных на обучение по адаптированным основным общеобразовательным программам (далее по тексту АООП) после 1 сентября 2016 года.
В ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №5» организовано обучение по Адаптированным Программам 4.1,5.1.,6.1,7.1.,7.2.
Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наименование показателя | Перечень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении |
Специально оборудованные учебные кабинеты | Кабинеты логопеда, кабинеты педагога-психолога, кабинеты педагога-дефектолога |
Наличие объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами лицами с ограниченными возможностями здоровья | Доступность учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья избирательная. Специально оборудованных приспособлений для использования не имеется. |
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В кабинетах логопеда, педагога-психолога, дефектолога имеются мягкая мебель, игровые дидактические наборы (обучающие, коррекционные, развивающие), зеркала, песочные столы, водопад, диагностические материалы (Чемодан логопеда: Основной набор, Диагностический набор, Развитие мелкой моторики, Логопедический массаж) |
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации | С целью обеспечения доступа в здание ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №5» инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» установлено и приобретено специальное оборудование: — кнопка вызова; — гусеничный лестничный подъёмник; — достаточная ширина дверных проёмов в стенах, лестничных маршей, площадок; — при необходимости для обеспечения доступа в здание образовательной организации инвалиду или лицу с ОВЗ будет предоставлена помощь в сопровождении. |
Специальные условия питания | Организовано бесплатное питание для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Специальные условия охраны здоровья | Здание школы оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода) и звуковой информацией для сигнализации об опасности. Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. |
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | В школе создано единое информационное пространство, включающее: локальную сеть школы, электронную почту, официальный сайт школы (имеется версия для слабовидящих), Осуществлен доступ к информационно-коммуникационной сети Интернет для всех учащихся, в том числе с инвалидностью и ОВЗ. Доступ имеется в кабинетах Точки роста, кабинетах информатики и библиотеке. Безопасность доступа обеспечивается контентной фильтрацией. |
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Обучающимся, в том числе инвалидам и лицам с ОВЗ, предоставляется доступ к образовательным ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации. Доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что препятствует получению обучающимся информации не связанной с целями обучения и воспитания. |
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального использования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | В ТМК ОУ «Дудинская средняя школа №5» имеются следующие технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: — мультимедийные проекторы; — интерактивные доски; — компьютеры, ноутбуки; — принтеры, сканеры. |